МАГИЯ МУЗЫКИ

Слушатели, пришедшие 3 декабря в Большой концертный зал имени С.Сайдашева, не были обмануты в своих ожиданиях: искусство, демонстрируемое юными музыкантами – студентами Казанского музыкального колледжа им. И.В. Аухадеева, покорило всех, кто в этот зимний вечер заполнил партер, ложи и балкон знаменитого зала, всех, кто пришел поздравить старейшее музыкальное учебное заведение Республики с традиционным праздником – Днем рождения. Это историческое событие отметил в своем выступлении директор колледжа А.А. Заппаров, поздравляя коллектив учебного заведения с праздником и вручая Почетные грамоты и цветы его заслуженным педагогам Э.С.Хабибуллиной и Н.И.Исмагилову.
В программе отчетного концерта колледжа были представлены оркестры и инструментальные ансамбли, солисты-инструменталисты и вокалисты, разнообразные по составу хоры. В концерте звучала благородная классика, тонко интерпретируемая народная музыка, сочинения современных, в том числе, татарских композиторов.
Академический тон первому отделению концерта был задан выступлением симфонического оркестра (художественный руководитель и дирижер Д.А. Шашкаров). Прозвучало одно из часто исполняемых сочинений Бетховена – Увертюра «Кориолан». Драматургия произведения отличается остротой, контрастностью образов, психологизмом. Понятно, что даже для профессиональных коллективов интерпретация этого сочинения с соблюдением «буквы и духа», задача не из простых, тем радостнее отметить успех учебного оркестра, его слаженное взаимодействие с дирижером, выстроенное профессиональное звучание групп оркестра, особенно струнных, а также одухотворенность исполнения. Интересно и ярко, контрастно по колориту и образам прозвучали пьесы Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт», в исполнении которых оркестр проявил свои лучшие возможности.
В дуэте пианистов Д. Афанасьева и А.Тимаковой публика оценила его ансамблевое единство, понимание жанра и формы сочинения. «Полонез» Ф.Шуберта прозвучал стильно, вместе с тем по-концертному крупно, ярко в отличие от «привычного» камерного звучания фортепиано в миниатюрах немецкого романтика.
Затаив дыхание, очаровываясь каждой интонацией, зал слушал романс С.Рахманинова «Здесь хорошо» в исполнении О.Хайруллиной (концертмейстер Э.Волжанина). Полетный, красивый голос певицы, присущая ей органика и артистичность – все это вызвало живую реакцию зала. Следующее выступление также было посвящено музыке С. Рахманинова, в исполнении Е.Петрова прозвучал «Музыкальный момент». Юный пианист продемонстрировал виртуозные способности, чем вызвал одобрение зала. Думается, у молодого пианиста еще будет возможность не единожды соприкоснуться с сочинениями великого композитора и пианиста, преодолевая при этом не только технические сложности, но и решая художественные задачи.
К настоящим удачам концертной программы можно отнести выступления А.Панковой (флейта, концертмейстер В.Варшавская) и скрипичного дуэта Г.Воскобойниковой и К.Сайфуллиной (концертмейстер Э.Волжанина). В «Вальсе» Б.Годара флейта звучала празднично, легко, в едином движении с фортепиано. «Наварра» П. Сарасате запомнилась ярким, артистичным, технически свободным исполнением. В своей интерпретации известного сочинения скрипичный дуэт рельефно демонстрирует ритмическое своеобразие, романтический дух и национальный колорит испанского искусства. Увлеченность исполнителей музыкой «испанского Паганини» передалась и слушателям, наградивших музыкантов громкими аплодисментами.
Первое отделение завершилось ярким выступлением ансамбля скрипачей, с блеском, «на подъеме» исполнившим «коронные» пьесы скрипичного репертуара: «Полет скрипок» М.Кажлаева и «Венгерский танец №5» И.Брамса (руководитель ансамбля – Р.Х. Молчанова, концертмейстер – В. Варшавская).
Второе отделение концерта было насыщено сюрпризами и удивительными «хоровыми экспериментами». Выступление Камерного хора «Amo cantare» (руководитель – засл. раб. культуры РТ С.М. Семёнова, концертмейстер – Л. Изотова) запомнилось не только своим необычным составом (хор состоит из студентов теоретического отделения), но и тем как проявил себя коллектив, исполнивший контрастные по музыкальному материалу хоровые сочинения – «Бала йокысы» Г.Ахметяровой-Журавлевой и «Как прекрасен этот мир» Д. Тухманова. Хор как хорошо настроенный музыкальный инструмент отвечал каждому движению руки дирижера. Коллектив проявил настоящее мастерство, используя разнообразные краски звуковой палитры, «рисуя» почти зримые детские образы средствами хорового вокала.
Не меньшее удивление и энтузиазм зала вызвало совместное выступление Мужской капеллы колледжа и капеллы мальчиков ДМШ № 20 (руководитель – Д.И Железнов). Мужская часть хора состояла из студентов духового отделения, что явилось безусловным экспериментом в учебной практике. В исполнении коллектива прозвучали яркие разноплановые сочинения: «Сугыш. Муса» из кантаты М. Яруллин «Кеше» (солист Ильгиз Мухутдинов) и традиционное католическое песнопение «Hail holy queen» в обработке М. Шеймана, где наряду с хоровым составом участвовали саксофон, ударные, бас-гитара. Интересный музыкальный материал, звучание звонких детских голосов в контрасте с низким регистром мужского хора, множество звуковых, тембральных и ритмических «неожиданностей» – все это вызвало положительные радостные эмоции как у участников концерта, так и у слушателей в зале.
Незабываемое впечатление оставило выступление струнного ансамбля «Вдохновение», исполнившего «Посвящение» А.Холминова (руководитель – народная артистка РТ Л.Н. Исмагилова, концертмейстер – Э. Стыврина). Яркое и одновременно «теплое» звучание виолончели, многократно усиленное звучанием всего ансамбля, не оставило равнодушных в зале. Динамически развиваясь, музыка приобрела торжественный гимнический характер, и на минуту показалось, что слушатели устремились навстречу этому звучанию, поднявшись из своих кресел. Разве в этом нет магии?
На смену ансамблю виолончелистов на сцену вышел Смешанный хор колледжа (руководитель – Д.А. Венедиктова, концертмейстер – Е. Графская), в его исполнении прозвучало несколько сочинений: Ф. Шуберт. «Липа» в переложении для хора С. Казачкова; Крымско-татарская народная песня «Авада учан телли турна» (солистка – З. Миннуллина); Эпиграф «Зима» из кантаты «Сокровенны разговоры» Н. Сидельникова. Исполнение хором таких разноплановых сочинений продемонстрировало профессиональную зрелость коллектива, владение различными стилями, техниками, красками. Здесь и классические традиции (Ф.Шуберт), и восточная мелодика с «кружевной» мелизматикой ( Крымско-татарская песня), и пение а’капелла с «имитацией» народной манеры (Н. Сидельников).
Заключительный финальный аккорд в программе концерта был поставлен оркестром народных инструментов (руководитель – заслуженный артист РТ Р.Э.Ильясов). Программа, представленная названным коллективом, вызвала живой отклик аудитории и была заслуженно вознаграждена громким овациями. Всякий, кто знает исполненные в концерте сочинения (Ф. Яруллин. «Танец огненной ведьмы и шайтана» из балета «Шурале»; А. Ключарев. «Танец» из балета «Горная быль»; А. Гридин. Вариации на тему р.н.п. «Утушка луговая». Х. Хименес. «Интермедия»), согласится с тем, что эта яркая музыка, профессиональные качества и артистизм музыкантов оркестра и его солистов, а также свободное творческое общение дирижера не только с оркестром, но и со слушателями – все это создало в зале атмосферу настоящего праздника!
Немалому успеху концерта способствовало также представление и комментирование концертной программы, ее отдельных номеров преподавателем колледжа Т.Ю. Ивановой.
Итак, отчетный концерт, подготовленный трудом и талантом педагогов, руководителей коллективов, администрацией и дирекцией колледжа, состоялся; он показал профессиональные возможности коллектива, выявил многих молодых талантливых музыкантов и поддержал их творческие амбиции. Пожелаем всему коллективу колледжа дальнейшей успешной педагогической креативной деятельности!

 

Преподаватель колледжа,

доктор педагогических наук,

заслуженный деятель искусств Республики Татарстан

Л.Т.Файзрахманова